Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [23]
Форма входа
Поиск
Рекомендую сайты:


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Суббота, 27.04.2024, 19:10ГлавнаяРегистрацияВход
Авторский сайт Татьяны БОГОЯВЛЕНСКОЙ
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Говорим о современной хореографии

 

Вопрос: - Как Вы познакомились с движением «Надежды Европы»?

 

Ответ: - 7 лет назад, я преподавала на американском фестивале, посвященном танцу. И в том году к нам в школу Анатолий Иванович привез обладателей гран-при своего фестиваля, чтобы у нас они могли пройти обучение. Эти дети занимались с моими студентами в течение четырех недель. Это был невероятный опыт для меня, как преподавателя и для нашей школы в целом. В конце фестиваля Анатолий пригласил меня посетить Россию.

 

- Во время судейства на что, вы обращаете внимание в первую очередь?

 

- Исходя из того, что это хореографический конкурс, Анатолий и все члены жюри специально обсудили все критерии судейства. На первый план мы выставили хореографию и композицию, следующим шагом для нас была оценка техники и то, как студенты ее преподносят, затем оценивается концепция и идея постановки.

 

- Что этот фестиваль принципиально отличает от фестивалей США?

 

- В целом фестивали очень похожи, но уровни отличаются. Потому, что в Америке у нас уже сложилась история современного танца, а в России вы еще развиваете и идею, и понятие концепции современного танца. Для меня это большая проблема, как для судьи из Америки, потому, что оценивать ваш современный танец для меня проблема, потому, что у нас совершенно другая концепция, понятия, которые вкладываются в словосочетание современный танец. Что я заметила, спустя 7 лет, для меня очень интересно, как вы в первую очередь выражаете себя не в классическом танце.

 

- Чем -то отличается уровень детской подготовки?

 

- Все заключается в том, что система понимания концепции современно танца очень отличается, различны уровни и исполнителей и педагогов, и база для обучения и совершенствования танца. Но, что интересно у вас есть сильный плюс, вы активно используете свой фольклорный вакобуляр. У вас есть преподаватели, которые действительно хорошо знают направление современного танца, есть определенный состав хороших преподавателей. Большой плюс заключается в том, что преподаватели могут активно изменять танец, используя модерн в сочетании с фольклором.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (В России и в Штатах)

 

- В чем принципиальное отличие эстрадного танца от модерна?

 

- В Штатах, когда вы работаете с определенной идей или тенденцией вы сразу можете определить, идентифицировать определенные движения. Как в балете есть тондю, деми плие и т.д. Аналогичная ситуация в современном танце. Именно по этим элементам мы четко определяем к какому направлению отнести танец. Это видно по тому, какие используются движения, как они сочетаются нам не сложно определить стиль танца. Здесь в России у вас нет, к сожалению вокабуляра (система движений), который четко может определить стиль и направление танца. Здесь скорее это идея каждого человека, точнее представление каждого педагога, как он себе представляет современный танец. В эстраде и модерне могут присутствовать одни и те же элементы и единственное, что может их отличать это костюмы, реквизит.

 

 

- На сколько популярен современный танец и почему?

 

- Да. Да популярен. Я верю в то, что именно Штаты были родиной современного танца, модерна. В Америке очень много представителей современного танца, вообще – это известно, что балет пришел из России и Франции. Современный танец рожден в Америке. Основоположники Греем, Авнели, Лимон, Конегем и д.д. Вот почему современный танец очень популярен в США. Свое начало танец берет в 30 гг. Т.к. в танце выражают свои мысли, он постоянно эволюционирует и развивает.

 

- Танец в обучение доступен на любом социальном уровне в Америке?

 

- Что интересно в Америке такие направления, как джаз, модерн, Хип-хоп, они действительно очень доступны для всех людей. Из основной массы выделяется балет, он стоит больших денег, чтобы научиться хорошему красивому и качественному исполнению. Артур Митчелл, который создал Гарлемский университет танца, основал школу танца, для того, чтобы доказать, что черные люди тоже могут учиться балету. А так, как у этих людей никогда не было больших денег, чтобы учиться балету, то основной идей создания стало, что каждый человек не зависимо от расы и социального положения может учиться балету. И Элвин Авнелли, который является одним из самых известных постановщиков модерн танца, в прошлом классический танцор, одно из его самых известных утверждений звучит следующим образом: «Танец для людей». И он действительно занимается тем, что дает возможность всем людям научиться балету. В общественных школах государство выступает в качестве спонсора, оно устанавливает программы для развития детей в сфере танца. В США очень много государственных программ направленных на обучение детей танцу. Те, кто обучаются в общественных школах бедные и богатые все имеют возможность обучаться танцу.

 

- Что в современном танце современный танец, а что нет?

 

- Из того, что я балерина мне очень легко идентифицировать, что такое балет, потому, что в балете уже установились определенные правила и стандарты и буду американкой я знаю всю технику исполнения не только балета, но и современного танца. 

Сейчас во всем мире происходит слияние современного танца и балета. В модерне активно используется пальцевая техника. В классическом балете можно увидеть исполнение вариаций босиком. Поэтому вы можете использовать элементы модерна, танцуя на пуантах, или прослеживается линия классического балета. Мы в Штатах очень четко различаем понятия модерн и contemporary, для русских очень часто эти слова имеют одно и то же значение. Сейчас в Европе идет много споров и разговоров, как же иденцифировать эти направления, чтобы, наконец, внести всемирную ясность в эти понятия.

 

У танца есть прошлое, настоящее и будущее. Греем, Конегем, Лимон являются хореографами в стиле модерна, которые были рождены, включая 50 и 70 гг. Затем следует пост модерн, его представители с конца 70 и т.д. И с 90 гг. до настоящего момента – это уженью (новый) вид хореографов. Их постановки современны, но они уже не хотят, чтобы их относили к стили модерн, возможно, это пост модерн или contemporary. В contemporary используется техника релиз Пины Бауш, они даже сами не знают, как их лучше называть со стороны, но это уже поколение не модерна, они уже не. Ассоциируют себя с Мартой Гремм.

 

- Убивает современный танец классику, и не есть ли это просто отсутствие вкуса?

 

- В этом и заключается настоящая борьба между идеями, что же означает классический жанр и модерн. Классический более империалистический, потому, что исходит от элиты и все к этому тянулись и подражали. Модерн скорее берет свое начало в среднем классе, он ближе к нижним слоям общества. Даже если судить по движения, то в классическом балете движения более эстетичны, мягки, пластичны, изысканы и даже идея классической формы модерна входит в основу класса. В Америке полагают, что танец основоположником, которого была Марта Гремм – это классическая форма модерна, там предоставляется больше свободы, что на самом деле не правда, но эта идея на самом деле бытует. Соответствие идет именно по социальному статусу, если ты принадлежишь элите, ты ведешь себя сдержано, если средний и рабочий класс ты ведешь себя более расковано и раскрепащенно. Есть еще те, которые полностью отрицают правила дисциплинирования своего тела и эти же люди отрицают на корню идею классического модерна, и идею структурирования движения в целом. Но есть большая разница между новыми танцорами модерна, они любят себя считать высококонцептуальными, преподносят себя выше других, считаю, что они лучше других. В Америке ситуация такая, они смотрят классический балет и говорят: «Нет идеи, примитивная концепция». Это неправда – это просто их мысли, это просто то во, что они хотят верить, что балет это идея ни о чем.

 

- Где грань между модерном и contemporary?

 

- Как танцор и писатель, я все еще нахожусь в поиске. Мне нравятся элементы, я ищу, какие то доминанты и разницу между ними. Исходя из того, что в мире все линии пересекаются, есть, к примеру, преподаватели модерна, которые вносят что-то свое в постановку классического балета, и, наоборот, в морен постановку включаются классические элементы и как преподаватель я знаю, что если я как преподаватель буду обучать своих студентов очень узко, то хорошего из этого не получится. Поэтому моя основная педагогическая цель – научить студентов управлять своим телом, чтобы они относились к управлению своего тела, как к универсальной вещи, чтобы они могли идти не только одним путем развития, чтобы у них всегда был выбор многостороннего развития. И чтобы они могли понимать и знать любую технику, даже те, которые могут неконструктивно влиять на развитие. Я сама заинтересована, чтобы найти диконструктивные модели и искоренить их. Я не заинтересована в том, чтобы определить принадлежность движения тому или иному виду танца, меня волнует какое влияние, оно окажет на их развитие. Для меня не важна категория, мне не важно как люди называют стиль мне важно какое влияние оно оказывает, но это не обязательно должно быть обязательны.

 

- Должен ли исполнитель современного танца быть неординарным человеком и может ли человек с традиционным мышлением быть хорошим исполнителем современного танца?

 

- Это полная чушь. Все зависит от того, как действительно работает твое мышление. Если бы мы, к примеру, жили в 17 веке, …. К примеру, мы живем 16-17 веке, те люди, которые тогда создавали искусство нами считаются классиками, в своем времени они были неординарными и странными. Возможно то, что мы не понимаем сегодня будет понятно в будущем. Любое новое всегда несет в себе какой то шок и это нормально, мы должны помнить, что новое поколения сегодняшние открытия так же может считать классикой.

 

- Обязательно ли у исполнителя должна съезжать крыша от того, что он делает на сцене? 

 

- Мне кажется это смешным, что у людей уже существуют определенные стереотипы, как примеру на сцене должна выглядеть страсть или любовь, какие движения характеризуют то или иное чувство. Я себя никогда не относила к артисткам, во мне не было излишней эмоциональности, той страсти, которая требуется на театральных подмостках.

У меня действительно есть друзья, которые не от мира сего, и, которые вроде-как, считаются артистами. Анализирую, я пришла к выводу, что необязательно страсть преподносить так, как это делают другие, у каждого выражение чувств и эмоций на сцене должно быть индивидуальным, такими же неповторимыми и отличными от других, как личность и характер самого исполнителя – человека.

Необязательно иметь какую то атрибутику того, что я артистка. К примеру, сидеть, где то в углу и погрузившись в себя или, к примеру, мой дом должен соответствовать, каким то артистическим канонам, как-то по определенному, чтобы я и сам чувствовала, что я артистический человек. Нет! Лично я уверена, что человек должен быть артистом, актером в душе, по образу своего мышления и оцениваться должна, прежде всего, его работа и не внешние атрибуты.

 

- Могли бы Вы разделить на какие-то типы исполнителей или преподавателей современного танца?

 

- Новое поколение модерна, они как подростки – крутые и некрутые. Крутых можно определить по прическе, а некрутые носят другие прически. Что смешно, на Американском фестивале современного танца в стиле модерн все участники чаще всего одеты очень похоже друг на друга в соответствии стилю –  топы или варианты кофточек с тонкими бретельками, обязательно широки штаны, чаще с тремя полосками по бокам, такую одежду еще можно использовать для занятий в репетиционном зале, но все эти люди делают вид, что они принадлежат к какой-то танцевальной богеме. И им кажется, что они настолько индивидуальны в этом, они не выглядят, как консервативные люди. Но так же консервативные люди, считаю, что мы выглядим очень индивидуально.  У каждого стиля есть свой определенный образ, но на самом деле он ничего не значит.

 

- Зависит ли успех танцора и хореографа от образования? (у нас многие уверены, что можно не заканчивать хореографическое училище, а прямиком войти в современный танец, сделать пару странных движений и почувствовать себя на волне успеха).

 

 

- Что касается Штатов, то у нас все больше и больше растет спрос на тех танцоров, у которых за плечами имеется какое то профессиональное образование. Студенты в Америки заканчивают школу и после еще шесть лет обучаются в университете. Фактически в 26 лет, закончив учебу, они могут начать заниматься преподавательской деятельностью. Но проблема в том, что у них нет практики. Дело в том, что если вы действительно считаете, себя действительно талантливым исполнителем, то после учебы надо идти танцевать в серьезную компанию, где будут развивать кадры, и там вы сможете продолжать обучение и повышать свой творческий рост. Именно практика жизненно важна для танцора, можно сказать, что важнее образования, но образование все же очень важно для расширения кругозора и систематизации знаний. Уверена, что успешному танцору образование все же необходимо. В университете, вы имеете возможность наблюдать детали преподавания различных хореографов.

 

- Исполнителем современного танца становятся благодаря или вопреки школьному, возможно родительскому влиянию?

 

- Совет тем, кто хочет развивать себя в современном танце, что смотреть, что слушать, куда ходить, что читать?

 

- В России это большая проблема, у вас недостаток преподавания. Все имена, которые она перечисляла, в России нет доступа к этим учебникам, возможно, делать заказ через Интернет, но и это иногда бывает трудно организовать. Но учиться по видео трудно, да и можно сказать невозможно, это все равно, что стать хирургом обучаясь по видео. Вы пойдете к такому доктору – я нет. Я уверена, стать хорошим танцором обучаясь по видео так же невозможно.

Чтобы я пожелала для тех, кто хочет серьезно заниматься модерном. Техника исполнения модерна исходит напрямую от педагога, педагоги сами создают систему движения для обучения своих студентов. Большой совет хореографам – детально изучать свое тело и вполне возможно, что как следствие выйдет система движений. Чтобы составить определенную технику или метод для своих студентов, вы обязательно должны делиться своими знаниями, методиками, идеями с другими. Чтобы ваши наработки могли развиваться дальше исходя из того, что вы уже знаете.

 

- 2-3 мощных источника вдохновения с точки зрения постановки номеров – лично для Вас?

 

 

- Старые фильмы. Музыка. Иногда просто слова. Отношения между людьми. Воспоминания. Это может быть просто глупостью, но важно, что если это трогает твое сердце.

 

- Типичные заблуждения хореографов относительно своих постановок?

 

- Самые частые?

Самая распространенная ошибка заключается в том, что хореографы преподают своим студентам движения несоответствующие исполнителю. Заметно то, что дети даже скорее хореографы страдают отсутствием музыкальности. Иногда можно наблюдать в постановке музыкальный подъем, а движения идут на спад.

 

- Основное отличие российского современного танца от других стран?

 

- Недостаток физического вакобуляра.

 

- Отличие путей развития современного танца в России и в других странах?

 

- Самое главное – история возникновения танца. У Америки главная идея – это свобода. А исходя из коммунизма, когда вы должны были думать определенным образом и боялись думать по-другому, то с изменениями политического строя в России, сейчас у вас наблюдается огромное желание добиться желаемой свободы, но не все знают, что с ней потом делать и как ей управлять. И то, что я заметила еще семь лет назад, что люди стремящиеся быть авангардными сталкиваются с проблемой найти себе спонсора, точнее сказать у нет возможности реализовать свои проекты, нет залов для занятий, нет концертных залов именно для современного танца, нет ресурсов, нет финансовой поддержки.  

 

- Готово ли сознание российского зрителя воспринимать Ваш модерн?

 

- Если они действительно захотят это посмотреть, то я верю в их интеллект. И уверена, их сознание подготавливать не придется. Каждый вносит свое зрение, это исходит из семьи из страны, но в России еще и огромное желание, чтобы знать и быть частью всего этого.

 

- Многие считают, что танец, поставленный под Бритни Спирс может претендовать на звание модерн.

 

- Нет! В Америке мы четко разграничиваем понятия коммерческие и балетные танцевальные направления. К первой категории относится Бритни и такие направления, как Хип-хоп, стрит, и т.д. Это две совершенно разные сферы.

 

- Как Вы относитесь к танцам без музыки вообще?

 

- Отвечаю с позиции - нравится или не нравится. Безусловно, танцы без музыки представляют большой интерес, потому, что с музыкой танец смотрится естественно более ярче и выразительнее, исполнение танца без музыки накладывает на исполнителя двойную ответственность исполнитель берет на себя все, что могла выразить и подчеркнуть музыка в номере. Если, к примеру, Вы выбираете для сопровождения своего танца известную, серьезную музыку, то и уровень вашего исполнения должен подниматься до величины музыкального произведения. Я верю, что танец – это именно музыкальное выражение чувств, музыка должна соответствовать движениям и это должен быть очень четкий и понятный выбор для вас.

 

- Что для Вас является основополагающей постановка или музыка?

 

- Одно дополняет другое. Встречается хорошая постановка и все губящая музыка и наоборот.  Могу дать совет, лучше ставить постановки на музыку без вокала. Возможно, в дальнейшем это и будет одним из критериев разграничивающим эстраду и модерн. К примеру, когда наши студенты приходят на прослушивание или на просмотр, исполняют соло, одним из препятствий успешного исполнения может стать музыка без слов, а педагоги делают этот выбор осознано, потому, что слова песни, как правило, юные постановщики привязывают сюжет танца к песне и даже если это не так, то у зрителя уже есть сложившийся стереотип, связанный с этой песней, точнее с ее текстом.

 

- Где в Америке лучше учиться, чтобы получить хорошее танцевальное образование?

 

Смеется и говорит, что конечно я сейчас буду рассказывать только о своей школы, для того чтобы лучше ее отрекламировать.

 

- Все зависит от того, какое образование Вы хотите получить. Есть определенный устоявшийся набор школ, с хорошими педагогами с выверенными программами обучения. Для меня выбор университета равнозначен тому, чтобы выбрать университет или школу после обязательного образования. Еще зависит от того, что некоторые школы устанавливают свои критерии набора, ну например кому то нужны худые и высоки, а вы толстый и маленький, может быть вы даже технично подходите для обучения в этой школе, вполне возможно у вас даже очень хороший потенциал, чтобы развить себя и навыки, обучаясь в этой школе. Так же при поступление стоит учесть в какой компании в дальнейшем вы планируете приманить полученные в школе или университете знания, т. е, где в дальнейшем вы планирует реализовать себя и какой вид хореографии это будет. И выбор своей вы уже делаете исходя из того, что ближе вам внутренне. На мой взгляд, самая хорошая школа Алвена Элли, танцевальный центр в Сан-Франциско, который известен своими танцами в стиле ccontemporary dance, очень много консерваторий, которые работают по системе школьного обучения, так же много хороших провинциальных школ, студенты которых в превращаются в лидирующих педагогов и исполнителей. Я, к примеру, никогда не слышала о школе, а оказывается, ее ученики уже приносят нашей стране мировую славу. Я не хочу конкретно выделять ту или иную школу, все зависит от индивидуальных способностей каждого человека.

 

- Какие техники используются в современном танце. Вы можете из перечислить или обозначить наиболее популярные?

 

- Самых популярных всего несколько. Хортен. Греем ее техника используется как фундамент, как база. Конегем. И еще в эту тройку может входить Лемон. Все эти четыре школы работают очень хорошо в отношении балета. Когда, к примеру, я получала свое образование, то основными предметами были балет и школа Марты Греем. Как выражаются многие преподаватели, что Марта Гремм просто перенесла класс балета в свое направление, ее школа хорошо устанавливает и развивает тело танцора.

 

- Но существует расхожее мнение, что балетные исполнители не могут перейти на contempory, у них не так воспитано тело, у них другой отношение к центру тяжести, они иначе работают с полом, иначе его ощущают. И легче по системе Греем воспитать хорошего исполнителя современного танца, который никогда не занимался в балетном классе. Вы с этим не согласны?

 

- Иногда такое бывает. Давайте вспомним о том, как я говорила, что главная задача учителей танца – это дать своим ученикам представление обо всех видах и направлениях танца, а далее им предстоит сделать свой выбор. Понятно, если человек занимался только балетом, то перейти в модерн ему будет, безусловно, очень проблематично, то же самое и из модерна исполнителю перейти в балет практически не возможно, ему будет трудно понять прямые линии этого направления танца, и ему трудно будет хорошо их исполнять.   Но бывают уникальные случаи, но все опять же упирается в индивидуальные способности каждого человека. Думаю, что эти разговоры и споры исходят из того, что кому-то интересно подчеркнуть, что его направление танца важнее и серьезней, чем-то которым занимаются другие.

 

- Существует ли общепринятый тренировочный минимум в часах?

 

- Нельзя сказать, что если ты не будешь тренировкам уделять определенное количество времени, то ты достигнешь большого результата в танцевальном искусстве, но в Штатах серьезные студенты начинают 12-13 лет и в этом возрасте в неделю они занимаются с 12 часов в неделю. В школах для студентов младшего возраста занимаются от 2 до 6 часов.

 

- Человек не имеющей хореографической подготовки может стать хорошим исполнителем современного танца?

 

- Мужчины в Штатах очень поздно начинают заниматься балетом, особенно современным танцем – в 15 лет, 18 иногда в 20 лет и становятся хорошими профессионалами. Девушки начинают намного раньше заниматься. И так, как женщин больше, то больше между ними и конкуренция, поэтому им приходится быть намного лучше. И из-за того, что мужчин мало, женщины рады чуть ли не любому исполнителю. Если ты на уровне мысли уже созрел к занятиям и если чувствуется, что Ваш ребенок способен к занятиям то начинать надо как можно раньше.

 

- Роль разминки в танце?

 

- Безусловно – очевидно, что тело должно быть очень гибким, сейчас уже гипергибкие исполнители пользуются наибольшей популярностью.

 

- Можно ли без физической нагрузки подготовить себя и свое тело к спектаклю?

 

- Все зависит от вида танца. Если вы планируете заниматься модерном, то вам обязательно нужна разминка.

 

- На чем строится образность в современном танце?

 

- Ассоциации разнообразные и возникают они так же разнообразно. Символом современного танца может быть женщина с невероятным изгибом рук. У Вас на детском фестиваля я заметила, что хореографы очень активно используют безумное количество тканей, которые закрывают тело и мешают рукам двигаться естественно. Мне кажется это неправильно.

 

- О чем в современном танце не танцуют?

 

- Сейчас современные хореографы очень активно акцентируют свое внимание на чем то шокирующем или стремятся сочетать не сочетаемые вещи, к примеру, обнаженность, какая то, поднимают вопросы, которые мучают людей на подсознательном уровне и т.д. В перформансах нет ограничений и танцуют обо всем, о религии, о межличностных отношениях, о политике словом абсолютно, обо всем.

 

- Можно ли использовать в постановках современного танца движения из жизни, или их обязательно требуется адаптировать к сценическому исполнению?

 

- Иногда реальные бытовые движения могут очень необычно читаться со сцены, или, скажем, дать гораздо больше информации – все зависит от идеи постановки и той мысли, которую автор желает донести до зрителя, а возможно только побудить зрителя к размышлениям.

 

- Есть ли сложившиеся каноны в современном танце?

 

- Все зависит от техники, в каждой из них есть свои определенные каноны и у Греем, и у Хортена и Лимона.

 

- Роль импровизации в танце?

 

- Она зависит от танца, которым Вы занимаетесь. Модерн, где присутствует контакт, к примеру, как они выбирают движения, педагог просит импровизировать, люди играют с движениями, и так создается что-то новое.

Во Франкфурте Форсайт открыл свою школу танца, где созданы определенные наборы движений для импровизации.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: concertino (14.05.2010)
Просмотров: 3442 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Татьяна БОГОЯВЛЕНСКАЯ. Все права защищены. © 2024